machine, BEAUTIFUL OUTSIDER

Десять с лишним лет назад я прожил полгода в Японии. Пожалуй, самое сильное из сохранившихся у меня впечатлений — это вездесущее и всепоглощающее сочетание несочетаемого. Вернее было бы назвать это более конкретно: сочетание того, что кажется несочетаемым европейцу. Шестиярусные пагоды мирно уживаются с тридцатиэтажными небоскрёбами, накачанными неоном, а серьёзные взрослые менеджеры со своими серьёзными подругами веселятся, делая глупые рожи в специальном фото-автомате для глупых рож. Так или иначе, со временем слияние взаимоисключающих явлений становится нормой для стороннего глаза — их «несочетаемость» перестаёшь замечать. То же происходит и с японской музыкой. К ней привыкаешь и, настраиваясь на её лад, отстраняешься от изначальной беспристрастной оценки прослеживающихся стилистических ориентиров. Однако нужно только немного напрячься — и вот он, европейский взгляд на Азию. Именно так хочется оценивать последний — уже пятый альбом machine, потому что только ощущая твёрдую почву под ногами, я могу понять, что же на самом деле они — эти странные азиаты — предлагают мне — неисправимому европейцу.

Beautiful Outsider как будто даёт определённое представление о себе уже самим названием. По сравнению с предыдущими, оно намекает на эдакий эмо-лад, лирически-девичий, с томными ресницами и хрустальными слезами (на поверку оказывается, что имелось в виду совсем не это, а пришельцы-мутанты, но не могу сказать, что это сильно меняет дело). Впрочем, начало альбома словно бы отвергает эмо-тематику: SAINT COMA срывается с места прифанкованным драм-н-бассом, умело мешая общее электронное звучание с вполне PENICILLIN-овскими риффами. Некоторая легковесность, в общем, заметна, но проблема решается уже в следующем треке SISTER QUEEN, изрядно добавляющем драйва. Но именно здесь выходит на поверхность та самая азиатская нота. После агрессивного электрического галопа второго трека мы вдруг натыкаемся на что-то совершенно из другой оперы — пожалуй, даже оперетты — Ooh Yeah. Первая пара минут проходит в ожидании — где же подвох. А подвоха никакого нет. Это Азия: здесь не видят ничего страшного в том, чтобы склеить на одном альбоме драм-н-басс, электро и хардкор с попсоватой мелодией для девочек школьного возраста. С продвижением по альбому ощущения только усиливаются: начиная с SHADOW и на протяжении большей части записи, драйв вдруг сливается до минимального в пределах приличий, а на смену ему приходят те же девичьи слёзы, только уже не игриво-припанкованные, а лирически-стадионные. Так продолжается вплоть до Mr. BARBAROUS, о котором нельзя не сказать отдельно. В сущности, если бы даже на Beautiful Outsider не было ни одного приличного трека, кроме Mr. BARBAROUS, это сошло бы группе с рук. Потому что секунде на двадцатой становится понятно: вот оно, вот как оно должно быть. Не сказать, чтобы песня выделялась стилем, в её ритмическом рисунке нет, в сущности, ничего необычного, а мелодия не более, чем приятна. И всё-таки это отличная песня — ведь должны же, в конечном итоге, существовать просто отличные песни, которым хочется подпевать, под которые хочется одновременно и танцевать на столе, и, рыдать, свалившись на этот самый стол (очередная азиатская премудрость — впрочем, вполне близкая русской душе). FALCON вполне достойно продолжает линию предыдущей песни, поддерживая ритмический напор. Финальному заглавному треку несколько не хватает эпичности, чтобы быть безусловным окончанием альбома, из-за чего концовка получается слегка смазанной. Последние аккорды совершенно неожиданно до боли напоминают о поздних Sonic Youth — случайность ли? Так или иначе, нельзя всё же не отдать должное композиционной цельности Beautiful Outsider: у этого альбома, без сомнения, есть свой музыкальный сюжет.

Взглянув на альбом в перспективе, понимаешь одно: как бы круты не были machine, они были и остаются бойз-бэндом. От этого штампа никуда не деться — впрочем, непохоже, чтобы Хакуэй и Киёши очень старались. Мы снова возвращаемся к исходному посылу: совсем не обязательно быть Backstreet Boys или Tokio Hotel, чтобы работать на девочек. Существует и серьёзная музыка в этой весовой категории, качественная, жёсткая, современная, интересная для любого меломана — но найти её проще всего глядя на восток. Только тут хардкор могут довести до школьного потребителя, не превратив в неудобоваримую мутантную дрянь — именно засчёт умения сочетать несочетаемое. Beautiful Outsider — пример такого сочетания. Не бойтесь бойз-бэндов. Некоторые — очень даже ничего.

автор: deadche